Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Ответ Природа. Неживая и живая природа

1. Подчеркни карандашами разного цвета (по своему выбору) объекты неживой и живой природы. В рамке расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом обозначены объекты неживой природы, а каким — живые существа.

Ответ: Неживая природа — Солнце, воздух, гранит, созвездие, облако, льдина, сосулька, вода. Живая природа — ель, лягушка, карась, ландыш, кактус, подосиновик, комар, роза.

2. Вырежи из Приложения картинки и расположи их в соответствующих рамках. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей картинки.

  • Ответ:

3. Исправь ошибки в утверждениях Сережи (зачеркни лишнее слово). Проверь себя с помощью учебника.

Ответ: 1) Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения — это неживая природа. 2) Растения, грибы, животные, человек, звёзды — это живая природа.

4. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Старайся не повторять примеры из задания 2.

Объекты неживой природы Объекты живой природы
Луна, камень, небо Белка, рыба, роза

5. Наш удивительный Попугай — любитель загадок. Вот какие загадки он тебе предложил. Отгадай их и впиши отгадки в схему. Объясни схему (устно). Расскажи с её помощью о значении Солнца для жизни на Земле.

  • Ответ:

6. Обсудите, какими способами можно показать связи между неживой и живой природой. Какой из этих способов самый наглядный? Почему? В верхней рамке выполните рисунок, показывающий пример связи между объектами неживой и живой природы (или наклейте фотографию). В нижней рамке покажите эту же связь с помощью схемы.

  • Ответ:

Чем живая природа отличается от неживой

Главное отличие способность к росту и развитию.

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.

Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).

Неживые объекты не имеют жизненного цикла.

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Законы природы заставляют неживую природу меняться:

  • Земля вращается вокруг Солнца, благодаря чему день сменяется ночью,
  • снег всегда тает в тепле, так что летом снега не бывает,
  • приливы и отливы в морях происходят под воздействием Луны,
  • морские течения регулируют круговорот воды на земном шаре,
  • реки текут из истоков и впадают в систему мирового океана. 

Необычные природные явления

Мы все привыкли к дождю или приливу на море. Но существуют необычные явления, которые вызывают удивление, страх и трепет:

  1. Голос моря – в 2012 году из-за аномального холода замерзло побережье Черного моря в районе Одессы. Глыбы льда трескались под воздействием подводного течения, замерзали и трескались снова. Весь этот процесс сопровождался шумом, похожим на рев дикого зверя.
  2. Асператус – новый вид облаков, выявленный в 2006 году. Это громоздкие, кучерявые облака, которые внезапно появились на территории всей планеты, поэтому были занесены в Международную классификацию облаков.
  3. Кровавый прилив – явление, дважды замеченное учеными в 2018 году на австралийском побережье. Вода вдруг становилась ярко-красной, что позднее было объяснено с разных точек зрения:
    1. скоплением одноклеточных организмов красного цвета;
    2. скоплением красных водорослей;
    3. выделением водорослями токсичных веществ.

    Еще три раза кровавый прилив наблюдался ранее в разных частях земного шара.

  4. Волны-убийцы – волны, которые в несколько раз превышают «классическое» цунами. Последнее не может быть выше 20 метров.
  5. Шаровая молния – редкое явление, представляющее собой молнию в виде шара с радиусом до 20 см. Происхождение этой молнии отличается от обычной, так как она может появляться в любое время дня и ночи и в любую, даже ясную, погоду.

Смотрите это видео на YouTube

Из чего состоит природа?

К природе относятся не только живые объекты и предметы, не созданные человеческой рукой. В первую очередь, природа – это вся планета Земля. Это небольшой уголок вселенной, на котором зародилась жизнь. Земля появилась более 4,5 миллиардов лет назад, на протяжении которых она менялась, превращаясь из облаков газа и пыли в полноценную планету, где в последствии смогла зародиться жизнь из ничего.

Из чего состоит природа?

Благодаря биологическим и геологическим процессам появилась природа в том виде, в котором ее можно наблюдать сейчас. Без погоды и климатических условий невозможно существование организмов. Климат может быть разным в зависимости от местности. К природе относятся и неживые объекты вроде воды и воздуха. Без этих составляющих не может жить ни один организм на планете.

Вода на Земле принимает разные формы, она может существовать в трех агрегатных состояниях. Вода наполняет собой озера, в большом количестве содержится в атмосфере в газообразном состоянии. Помимо этого, к природе можно отнести различные почвы и живые организмы, пространство около суши. Таким образом, природа – это все, что есть на планете для комфортного существования ее обитателей.

Окружающий мир 2 класс

«Бездомные собаки» — Шаг 2 Опасны ли бездомные собаки? Шаг 3 Наблюдение. Шаг 6 Анкетирование. Объект исследования: Бешенство остаётся единственным инфекционным заболеванием, при котором выздоровление не наступает. Беспризорные собаки опасны. Шаг 1 Как взаимодействуют собаки и люди? Шаг 4 Посещение ветеринарной клиники. Изучение влияния бездомных собак на окружающую среду и жизнь людей. Бездомные собаки и территория от школы до дома.

«Использование компаса» — Стороны горизонта. Снег. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней. Муравьи. Прибор для точного определения сторон горизонта. Ветви. Натёки и сгустки смолы. Определите стороны горизонта. Компас. Проверь себя. Правила пользования компасом. Точность ориентирования. Прибор для определения сторон горизонта. Синий конец стрелки. Годичные кольца.

«Животные в домашних условиях» — Тутовый шелкопряд – это домашнее насекомое. Продукты питания животного происхождения. Какую пользу приносят домашние животные человеку. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков. Назови этих домашних животных. Дикие животные. Животные дикие и домашние. Животных, которых разводят люди. Как появились домашние животные. Звери. Группы домашних животных. Домашние животные – помощники человека.

«Реки» — Что такое река. Исток. Текут, текут — не вытекут, бегут, бегут – не выбегут. Тамбовская область. Реки. Путешествие по рекам. Схема реки. Лена и Амур. Устье. Обь и Енисей. Река. Волга – это самая крупная река. Ручей. Давайте повторим. Половодье – большой и продолжительный по времени подъём воды в реке. Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Притоки. Реки, протекающие по ровной земной поверхности.

«Как построить дом» — Кто работает на стройке. Землеройные машины. Как построить новый дом. Строительство – одна из частей экономики. Что надо для строительства дома. Работа в паре. Дома стоили из дерева, камня и кирпича. Работа по учебнику. Машины-грузчики. Самосвал

Популярные статьи  Животные Белого моря

Очень важно, чтобы все строители работали слаженно и дружно. Какие материалы нужны для строительства сельского дома

Какие материалы нужны для строительства городского дома.

«Жизнь животных осенью» — Угадай животное по описанию. Тридцать три кладовки. Уходят в спячку. Осторожный зверь. Группы животных. Мех блестящий. Плотины. Нос и уши. Опускается туман. Смешные щёчки. Змея. Запасы на зиму. Окружающий мир. Дикие животные осенью. Меняю шубку на серую. День и ночь. Звери. Животное. Рога ветвистые. Мы осенью линяем.

«Окружающий мир 2 класс»

Объекты неживого мира

Если все живые существа являются смертными, то объекты неживой природы могут не меняться в течение многих сотен лет.

Определить объект неживой природы очень просто. Он должен обладать следующими признаками:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • устойчивость;
  • нет нужды в питании и производстве себе подобных;
  • невозможность самостоятельно передвигаться;
  • очень малые изменения внешне и изнутри.

Изучением неживого мира занимаются многие науки: физика, химия, геология, астрономия и другие.

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фотоРис. 2. Астрономия изучает небесные тела

В зависимости от своего состояния все объекты неживой природы делят на 3 основные группы:

  • твердые – это ледники и все типы почв, а также минералы и другие природные ископаемые;
  • жидкие – дождь, туман – все объекты, которые отличаются текучестью и не имеют определенную форму;
  • газообразные – пары, звезды.

Неживая природа

Литосфера

Землю, как планету, относят к неживой природе. Сегодня она является единственной известной человечеству планетой, которая содержит жизнь. История возникновения нашей планеты уходит далеко-далеко в прошлое. Структура Земли не ограничивается лишь наличием почвы и растительности сверху. В самом центре планеты находится ядро, которое состоит из расплавленных сплавов металлов, которые все время находятся в раскалённом добела состоянии. Поверх ядра находится мантия в расплавленном виде. Слой мантии очень толстый и в несколько десятков раз больше почвенного слоя.

В процессе эволюции земной коры были образованы материки и океаны. Всего существует 6 континентов: Евразия, Северная и Южная Америка, Антарктида, Австралия и Африка. Структура рельефа и климата на каждом континенте своя и все они имеют свои особенности. На сегодняшний день можно выделить несколько природных зон: пустынная, степная, тундровая, таежная, тропическая, лесная и другие. Ближе к экватору располагаются степная, пустынная и тропическая зоны. При приближении к Северному полюсу Земли начинают преобладать таежная, лесная и тундровая зоны.

Кроме того очень много богатств хранится и в недрах нашей планеты. Большое количество природных ресурсов, которые помогают нам в продолжении жизнедеятельности играют большую роль в развитии городов и стран современности.

Гидросфера

Водная составляющая Земли играет очень важную роль в процессе жизнедеятельности всех живых организмов на ней. Вода состоит из водорода и кислорода в ее химической формуле. Но в природе такой химический состав встречается крайне редко. Во многом, это связано с тем, что в воде имеется очень много разных примесей. Водная сфера нашей планеты представлена океанами, морями, реками, озерами и ручьями. Всего на поверхности Земли 4 океана, которые воедино образуют Мировой Океан, который омывает все материки. Им покрыто более 70% всей поверхности планеты. Те части океана, вокруг которых имеется суша, называется морем. Но есть озера, которые не имеют выхода к Мировому океану, но при этом называются морями из-за своих размеров. Этими примерами являются Большое соленое море и Аральское море.

Озеро – это водоем, который не имеет выхода к океану. При этом многие озера пресноводные. Озера бывают как естественными, так и искусственно созданными водоемами. Пруд обладает теми же характеристиками, что и озера за исключением размера. Иными словами можно сказать, что пруд – это небольшое озеро. И пруды и озера отличаются своей стоячей водой. В них может развиваться рыбный промысел. Реки и ручьи – это артерии нашей планеты. Они обладают скоростными потоками и пополняют озера водой. Реки от ручьев отличаются шириной и длиной. Все крупные реки нанесены на географическую карту мира, в то время как о существовании многих ручьев может знать только определенный круг людей.

Атмосфера и погода

Атмосфера является главной причиной существования жизни на нашей планете. Именно благодаря воздушной оболочке, которая окружает Землю, на ней могут развиваться различные организмы. Атмосфера состоит из нескольких слоев, а доминирующим газом является азот, который составляет 78% от всего объема воздушной среды. 21% занимает кислород обеспечивающий жизнь человека и большинства живых организмов. Оставшийся процент распределяется на остальные газы.

Погода – это атмосферные явления, которые могут наблюдаться в разных точках планеты. Сегодня можно заметить, что погодные явления бывают разными в зависимости от часового пояса и месторасположения той или иной точки на планете. Где-то часто случаются ураганы и тайфуны, а где-то мечтают о дожде. Где-то идут бесконечные дожди, а где-то круглый год идет снег. Сегодня существует множество методик, которые позволяют предсказать погоду относительно того, куда идет циклон или антициклон. Но все равно погодные явления нельзя предугадать на 100%, так как часто они носят хаотический характер. То есть погода может меняться в доли секунды под воздействием совершенно разных факторов. Средняя полоса Земли характеризуется очень засушливым климатом, а экваториальная – продолжительными дождями.

Сезонные явления природы.

  Все изменения в природе связанные со сменой сезонов — времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.

Зимние явления природы.

  Зимние явления природы необычайно очаровательны и сказочно красивы. Зима приносит не только мороз и холод, но и красивые узоры на окнах, великолепный танец снежинок, хрустальное покрытие водоёмов и много других восхитительных явлений. С приходом зимы природа облачается в белоснежные наряды, украшая себя сверкающими сосульками-сережками и ожерельем из снежинок. Белоснежные шубки красиво сверкают на солнце, развеивая на ветру свой искрящийся шлейф.Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

  Зима превращает природу в сказку. Поверхность земли покрывается мягкими сугробами, растения покрываются инеем, который превращает пейзаж в хрустальное королевство. Под лучами солнца природа мерцает и переливается всевозможными красками. Миниатюрные кристаллики отсвечивают солнечные лучики, создавая необыкновенную игру света. Заколдованное зимнее царство так и манит к себе, притягивая своей восхитительной красотой.

 Особенно зимой красиво в лесу. Он полностью укрыт белоснежным покровом, который согревают землю от лютых морозов. В лесу стоит необычайная тишина, нарушающаяся порой хрустом веточек. Лес украшен слепящим искрящимся снежком, хрустальным льдом и серебряным инеем. В лесу спрятано множество хрупких драгоценностей, которые являются настоящим природным кладом.

 В лесу на белоснежном мягком ковре можно обнаружить следы лесных жителей. По следам видно, где пробегал зайчик, и как он остановился у пенечка, чтобы прислушаться к малейшему шороху. А за зайчиком, скорее всего, шла лисица, заметая следы хвостом. Неподалёку видны совсем свежие следы, по которым узнаётся неспешная походка лося. Он недавно был здесь и поедал кору, поскольку вся еда спрятана под снегом.

 Очень красиво выглядят высоченные ели и пышные сосны, покрытые мохнатым снегом. Они величественно возвышаются под голубым небосклоном, а сквозь пушистые веточки настырно пробиваются яркие лучики солнца. Местами небо покрыто облаками, а иногда виднеются клочки чистой голубизны. На фоне неба прозрачный воздух тоже окрашивается голубым оттенком.

Популярные статьи  Животные Антарктики

Погодные явления неживой природы зимой.

Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель.   150 опытов с природными явлениями.

Примеры зимних явлений в неживой природе.

Пример: на воде образовался лед, землю покрыл снег, солнце не греет, появились сосульки и гололед.Превращение воды в лед — это сезонное явление в неживой природе.Примеры  зимних природных явлений в неживой природе, наблюдаемых вокруг нас:

  • Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.
  • С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.
  • Метели и вьюги заметают дороги.
  • Солнце стоит низко над землей и слабо греет.
  • На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.
  • Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.
  • В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.
  • Растут на крышах большие сосульки.

Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс. 

К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»

 Например: впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.Зимой деревья стоят без листьев — это явление называется сезонным.  Примеры изменений происходящих зимой в живой природе, которые мы  наблюдаем:

  • Растительный мир, живой природы, зимой отдыхает.
  • Спит медведь, в своей берлоге, и сосет лапу.

Окружающий мир 2 класс. Ответы. Учебник + тетрадь.

  • Спят деревья и травы, на лугах, укрытые теплым одеялом – снегом.
  • Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.
  • Зайцы переодеваются – меняют свою серую шубку на белую.
  • Люди одевают теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.
  • Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.
  • На Новый Год дети наряжают елку игрушками и веселятся.
  • На праздник приходят к нам Снегурочка и Дед Мороз.
  • Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы — синицы и снегири.
  • Птицы и животные зимой голодают, люди их подкармливают.

Связь живой и неживой природы

Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Природа
– это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.).
Признаки живой природы
— рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
Дома выполнять задания-игры на данную тематику:

Найти и распечатать картинки живой/неживой природы и предложить ребенку сортировать фотографии, очень хорошо пригодятся картинки из Мира на Ладошке (про животных, жителей морей, природные явления и т.д.)

Провести Физминутку:

Обсудить разные живые/неживые объекты и разобрать, почему они к таковым относятся (обсуждать по рисункам). Обыграть и рассмотреть различные ситуации с объектами природы, например, рассказать ребенку, что камень упал и раскололся на 2 части, живой он или нет? Нет. Но ведь был 1, а стало 2? Объяснить, почему такое деление не считается размножением. Камень – это тело природы. А тела в природе могут изменяться. Или вода в реке движется, а ведь она неживая. Движется из-за перепада высот.

Послушайте звуки природы и определите звуки живой природы (пение птиц, квакание лягушек и т.д.) и неживой, шум дождя, вой ветра. Можно подобрать картинку с изображением под звук.

Рассказать, что дерево – объект живой природы, а бревно или стол из дерева — неживой. Вывод: это предметы, сделанные из объектов природы. Сделать лото: объект природы – вещь, полученная из объекта природы.

Отобразить свое настроение на листочках различных деревьев.

Прочитайте стихотворение, найдите на картинках объекты, указанные в нем, определите, что относится к живой/неживой природе

Это все вокруг природа.

2.
Возьмите картинки с изображением живой/неживой природы, дополните картинками с изображением домов, машин, одежды, игрушек и т.д. Попросите ребенка разложить на стопочки живая природа, неживая и все остальное в третью стопочку. Когда задание будет выполнено, спросите его, как он думает, что объединяет картинки в третьей стопочке. Если ребенок не сможет сразу ответить, подведите его к мысли, что все, что он отложил в отдельную стопку – это то, что сделал человек: построил дом, сшил одежду, создал транспортное средство и т.д.

Посмотрите, чем жизнь человека в городе отличается от жизни на природе. Обсудить, как сделанные человеком вещи помогают ему в жизни (ex
: одежда защищает от холода, автомобиль помогает быстро передвигатьсяи т.д.).

Задания- игры
(для детей умеющих говорить). Такие игры прекрасно подходят для поездки в транспорте, когда карточки не разложишь:

Если вы научите ребенка группировать предметы, то и рассказать он сможет о чем угодно, опираясь на признаки групп
ы. В ходе игры учите правильно ставить вопросы, каждый новый вопрос должен сокращать число предметов в группе. С самыми маленькими начните игру втроем, папа задумал предмет, а вы вдвоем отгадываете.
Например, задумано слово ромашка.
1 вопрос – предмет из мира человека? Нет (делаем вывод – это мир природы)
2 вопрос – предмет относится к живой природе? Да (будем выбирать из групп, принадлежащих живой природе)

Примеры неживой природы

Рассмотрим подробно объекты неживой природы. Окружающий мир богат различными формами предметов — неодушевленных тел. Для простоты понимания была введена классификация, позволяющая разделить тела на несколько групп.

Перечислим виды тел:

  1. Твердые (горные породы, минералы, лед).
  2. Жидкие (вода, лава, роса, реки и озера).
  3. Газообразные (пары различных веществ, звезды).

Неодушевленное не умирает и не рождается, тем не менее можно наблюдать разрушение гор и испарение природных источников. Изменение формы и размера тела является ответной реакцией на изменение температуры, давления или других факторов внешней среды.

В процессе смены агрегатного состояния неживое сохраняет свои структурные частицы, что позволяет восстановить первоначальное состояние (конденсация водяного пара).

Воздух и атмосфера

Воздух, необходимый для жизни большому числу живых существ на нашей планете, входит в состав атмосферы или «воздушной оболочки земли». Атмосфера состоит из смеси многочисленных газов, обладающих различным составом и свойствами.

Свойства газовых паров:

  • инертны в передвижении (передвигаются под действием внешних факторов);
  • не имеют собственных обменных процессов (не дышат, не нуждаются в еде и воде);
  • не рождаются и не умирают (возникают в процессе испарения влаги);
  • не проявляют раздражимость;
  • не размножаются и не растут.

Газам не свойственны признаки живого, однако их присутствие необходимо не только человеку, но и другим организмам. Несмотря на то, что сам воздух не относится к живым структурам, воздушная оболочка планеты является местом обитания птиц, летающих млекопитающих (летучих мышей), насекомых и огромного числа микроорганизмов.

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Воздух и атмосфера

Вода

В отличие от других форм неодушевленного, вода обладает кажущейся самостоятельной подвижностью, однако в своем составе также является смесью различных жидкостей.

Дети, перешедшие в 3 класс, изучают такие водные формы, как:

  • озера,
  • реки,
  • ручьи,
  • родники.

Эти тела отличаются естественностью происхождения, в то время как пруд является продуктом деятельности человека. Вода и другие жидкости относится к неодушевленным телам по причине отсутствия раздражимости, роста и других свойств. Тем не менее, как и воздушная оболочка земли, гидросфера является домом для множества животных, растений и микроорганизмов.

Популярные статьи  Кабарга

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Почва и литосфера

Почва – совокупность солей и мельчайших земных пород, пронизанных тонкими прослойками воды и воздуха. Несмотря на то, что из земли пробиваются растения, почва также относится к неодушевленным предметам.

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фотоВ зависимости от формы отложений, наличия органических включений, способности пропускать жидкости и наполненности кислородом земля может значительно различаться по своим свойствам.

Тем не менее эта форма неодушевленного является домом для млекопитающих (мышей, лис, барсуков, кротов), червей, членистоногих (жуков, пауков), бактерий и источником минеральных и органических веществ для растений и грибов.

Стоит отметить, что растения и грибы не поглощают землю, а лишь забирают из неё растворенные минеральные вещества. Именно поэтому для обильного роста всем растительным организмам требуется регулярное поступление влаги.

Солнце и другие космические тела

Кроме планеты Земля, в нашей Вселенной находятся миллиарды других космических тел. Звезды и наше Солнце являются — лишь одни из них.

Схема и общая информация о Солнце:

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Неживая природа — это определение, в равной степени применимое и к нашему Солнцу. Несмотря на излучаемый свет и тепло, светило не отвечает свойствам живого и не является пригодным для жизни других существ.

Присутствие ряда неодушевленных структур, таких как вода, воздух, земля – важнейший из факторов появления и развития жизни на любой планете:

  • воздух – для дыхания (окисления органических веществ);
  • вода – для транспорта минеральных и органических веществ внутри растений и осуществления жизненно важных процессов внутри животных организмов (к биологическим жидкостям относится: кровь, лимфа, желудочный сок);
  • почва и минералы – сохранение питательных веществ, материал для построения жилищ.

В просторах космоса существует множество и звезд, изучение которых является одной из важнейших задач современной науки.

Сходства и различия живой и неживой природы

Пожалуй, главное отличие живой природы от неживой природы состоит в продолжительности их существования. Время существования объектов неживой природы превосходит срок жизни живых существ в миллиарды лет.

Еще одно отличие живых объектов от неживых в природе кроется в молекулярном уровне их организации: неорганическая структура объектов неживой природы статична и устойчива к изменениям. Такие клетки не могут мутировать и видоизменяться. В результате чего не меняется и внешняя форма неживых природных объектов. Живая же ткань состоит из элементов, которые могут мутировать, отмирать или регенерировать. Эти процессы в тканях живых организмов объясняют изменения в их внешнем облике.

Также исследователями подмечена интересная особенность: форма объектов живой природе в большинстве случаев соответствует законам симметрии, к ним применимо правило золотого сечения

Развитие живых организмов идет по спирали – на эту особенность всего живого обратили внимание еще древние философы, когда сравнивали живые и неживые природные объекты

Живая и неживая природа

Умение отличать живую и неживую природу считается самым сложным в курсе природоведения в младших классах. И действительно, ребенку тяжело понять, почему предмет, который не двигается и не дышит нужно относить к природе. Разъяснить это вряд ли поможет и сухое определение из учебника, поэтому педагогам нужно прибегать к другим методам и приводить примеры этих понятий из жизни.

Что такое природа

Для начала, детям во 2 классе нужно объяснить, что такое природа в принципе. Согласно определению, это все предметы и живые существа окружающего мира, которые не были созданы руками человека. Сюда можно отнести животных, насекомых, и даже песок на пляже и окружающий нас воздух.

Но объекты живой природы не могут существовать без неживой. По сути, для них это среда обитания. Например, рыбки (живая) живут в воде (неживая). Если бы не было водоема, то и рыбка не смогла бы существовать.

Основные отличия живой и неживой природы с примерами

Ученикам может быть сложно понять, как отличить эти объекты, поэтому лучше рассказать им, по каким признакам их можно распознать. Но лучше не вдаваться в подробное описание биологии или физики. Ограничьтесь как можно более простыми описаниями и примерами.

  1. Объекты живой природы похожи на людей. Они дышат, растут, развиваются и умирают. К ним можно отнести: животных, птиц, рыб, насекомых, бактерии и растения. Все они проходят определенные этапы развития и в конце жизненного цикла погибают.
  2. Неживая природа не меняется, или меняется, но настолько медленно, что это не заметно глазу. Сюда относятся горы, почва, камни, воздух, вода и даже Солнце и Луна на небе. Им  совершенно не нужны какие-либо дополнительные условия для существования. Примером этого могут послужить необитаемые острова, на которых нет ничего, кроме камней и воды. Человеку в таких условиях было бы очень сложно выжить, но они могут существовать и без вмешательства людей или других живых существ.
  3. Еще одним важным отличием является сложность устройства. Растения и животные дышат, двигаются, размножаются и умирают. Здесь ребенок может столкнуться с некоторыми трудностями. Например, если толкнуть животное или человека, то он убежит или нападет в ответ. Если это проделать с камнем он просто передвинется из-за силы толчка. Но толкнуть можно и растение, которое тоже не будет сопротивляться перемещению. Поэтому, причисляя тот или иной объект к живой или неживой природе, нужно обязательно учитывать все факторы.

Закрепления понятия о природе

Чтобы дети лучше поняли эту сложную тему, предложите им  посмотреть на разные картинки. Постарайтесь, чтобы там были как природные объекты, так и предметы, созданные руками человека.

Для начала, предложите детям сгруппировать изображения по принципу происхождения. Так, у вас образуется два столбика с картинками. Одни — это объекты, созданные человеком (велосипед, тарелка, дом, одежда и т.д.). Вторые — природой (дерево, кот, солнце, туча, озеро, кузнечик, гора).

Теперь предложите детям разделить их на две группы: живую и неживую природу. Если при этом будут возникать сложности, напоминайте им признаки, по которым отличаются эти объекты. И помните, занятия с детьми младшего школьного возраста всегда должны проходить в игровой форме. Так информация лучше усваивается и запоминается надолго.

Живая и неживая природа

Земля наполнена биологическим разнообразием огромного количества форм жизни. Сюда относятся все живые организмы: растения, животные, люди. Мир также наполнен неживыми объектами. Неживые вещи не состоят из живых клеток, как правило, они не растут и не могут создавать себе подобных. Солнечный свет, воздух, горные породы, вода и формы рельефа (холмы, долины, горы) — все это примеры неживых объектов природы. Однако то, что они неживые, вовсе не означает, что они не важны для выживания других организмов.

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Можно встретить следующий пример Организмы нуждаются в почве, которая состоит из крошечных каменных кусочков и небольших фрагментов мертвых растений и животных. Живущие в почве существа чаще всего слишком малы, чтобы увидеть их без микроскопа.

Связь между объектами живой и неживой природой — примеры, схема и фото

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий