Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

Иван Юрьевич Москвитин

Иван Юрьевич — первооткрыватель Охотского моря. Землепроходец сыграл огромную роль в развитии географии Российской империи, исследовав большое количество новых земель. Предположительно Москвитин родился 31 декабря 1603 год в Москве и был атаманом пеших казаков, служащим в Томском остроге.

Загадочное «Тёплое» море

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

Экспедиция, возглавляемая Дмитрием Епифановичем Копыловым, в составе около 30 казаков, выдвинулась из Томска в Якутск в 1636 году.

Уже в начале следующего года казаки достигли Якутска и продолжили поиски загадочного моря. Экспедиция совершила сплав по Лене до её правого притока, и на протяжении месяца в опасных условиях поднималась по бечеве вверх. Отряд Москвитина продолжил свой путь по воде, выстроив байдару. На протяжении всего маршрута казаки питались подножным кормом, но на столах появлялась свежая рыба, как только мужчины достигали берега.

Казачий отряд открыл и детально исследовал Ламское море в конце лета 1639 года. Несмотря на все трудности, экспедиция очень быстро выполнила поставленные задачи — путь по неизвестным территориям составил всего 8 недель.

Заслуги мореплавателя

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

Экспедиция Ивана Москвитина совершила прорыв в исследовании Евразии

Благодаря этому важному этапу в развитии географической истории, землеописатели XVII века смогли оценить владения Российской империи.. К результатам деятельности Ивана Москвитина можно отнести:

К результатам деятельности Ивана Москвитина можно отнести:

  • открытие Охотского моря, Удской губы и Шантарских островов;
  • сбор све́дений, которые впоследствии помогли Ивану Курбату в составлении первой карты Дальнего Востока.

Источники и дополнительная информация

1. Экспедиция Муловского (Википедия)
2. Крузенштерн, Иван Фёдорович (Википедия)
3. «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах». И.Ф. Крузенштерн. СПб., 1812 (Том 1. Том 2. Том 3)
4. «Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 год». Н. Иваншинцова. Спб., 1872
5. «История российского флота». М., 2017
6. «Краткая история Русского Флота». Веселаго Ф. М-Л.: Военно-морское издательство НКВМФ СССР, 1939
7. Крузенштерн Иван Федорович. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева»
8. В.Г. Тилезиус. Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна
9. Лисянский Юрий Фёдорович. Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803-1806 годах

Магелланов пролив

Из Сан-Хулиана корабли вышли двадцать четвертого августа. Дойдя к реке Санта-Крус, остановились и провели здесь почти два месяца. Можно было пополнить запасы пищи.

Когда пришла весна, флотилия двинулась дальше на юг. Корабли шли вдоль берега, исследуя все заливы. Антарктические штормы потрепали суда и измотали команды. Снова поднялся бунт, но Магеллан смог его остановить.

Чтобы пройти пролив, понадобилось тридцать 38 дней. Это было сложно и потребовало смелости от самого руководителя экспедиции и всех ее участников. Все четыре оставшихся корабля прошли этот путь благополучно. Но уже перед самым концом пролива на одном из них снова начался бунт. Командовал судном португалец, а главарем бунтовщиков тоже стал выходец из Португалии, Гомеш. Он говорил о том, что это край света – и надо идти назад, иначе погибнут все. Команда арестовала капитана и отправилась обратно в Испанию, где была арестована. Магеллан решил, что корабль погиб в проливе: о мятеже ему было неизвестно.

В Тихий океан, как назвал его позже Магеллан, суда вышли 28 ноября 1520 года.

Экспедиция Магеллана

Получив поддержку Испанского короля и финансирование из бюджета Испании, Магеллан принялся за организацию экспедиции. На подготовку к ней ушло около 2-х лет.

В сентябре 1519 года маленькая флотилия, состоящая из 5-ти парусных кораблей и 256 моряков на них, вышла из испанского порта Сан-Лукарас и взяла курс в сторону Канарских островов. 13 декабря 1519 г. моряки вошли в бухту Баня-Санта-Лусия (Бухта Рио-де-Жанейро в наст. время), открытую ранее португальцами.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

Далее путь продолжился вдоль побережья Южной Америки и в январе 1520 г. флотилия прошла земли, где сегодня находится столица Уругвая Монтевидео. Ранее это место открыл испанский исследователь Хуан Солис, который посчитал, что здесь и есть проход в Южное море.

В октябре 1520 г. флотилия вошла в очередную неизвестную бухту. Отправленные на разведку 2 судна вернулись к остальным кораблям только лишь через неделю и сообщили о том, что до конца бухты дойти им не удалось и что перед ними, вероятно морской пролив. Экспедиция отправляется в путь.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

К середине ноября 1920 г., преодолев узкий, извилистый и усеянный скалами и мелями пролив, корабли выходят к океану, не нанесенному ни на одну карту.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

Позже этот пролив будет назван в честь Магеллана — Магеллановым проливом. Пролив разделяет континентальную часть Южной Америки и острова Огненной Земли и соединяет Тихий и Атлантический океаны.

В течение 98 дней длилось путешествие Магеллана и его команды по Южному морю. За время путешествия природа была благосклонна к капитану и ему посчастливилось пройти этот отрезок пути без штормов, ураганов и бурь. Поэтому мореплаватель дал Южному морю новое название — Тихий океан.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

К тому моменту, когда экспедиция достигла Марианских островов, было пройдено уже 13 тысяч километров. Это было первое в мире безостановочное путешествие такой протяженности.

Пополнив запасы продовольствия на о. Гуам, в марте 1521 года экспедиция двинулась дальше в поисках Молуккских островов или островов Пряностей, как их тогда называли.

7 апреля путешественники вышли к о. Себу, расположенному в Филиппинском архипелаге.

Здесь Магеллан решил подчинить земли и туземцев власти Испанского короля. Часть населения повиновалась пришлым европейцам, другая же часть отказалась признавать власть Испании. Тогда Магеллан применил силу и со своей командой напал на жителей о. Мактан. В бою с туземцами он погиб.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

Руководство экспедицией и оставшимися в живых испанцами взял на себя Себастьян Элькано — опытный и храбрый моряк, имевший опыт руководства командой судна.

Популярные статьи  Животные Белгородской области

В течение полугода остатки флотилии бороздили воды Тихого океана, и в ноябре 1521 г. корабли экспедиции добрались до островов Пряностей. В декабре 1521 г. единственный оставшийся от флотилии корабль, загруженный пряностями и специями, берёт курс на запад и отправляется домой. Ему предстоит пройти 15 000 километров: Индийский и часть Атлантического океана — до Гибралтарского пролива.

В Испании экспедицию уже и не ожидали обратно. Однако в сентябре 1522 года корабль вошел в Испанский порт Сант- Лукар.

Так закончился великий поход, в результате которого впервые удалось обойти вокруг земли под парусами. Несмотря на то, что сам Магеллан — инициатор и идейный вдохновитель похода, не дожил до триумфального завершения экспедиции, его начинание имело огромное значение для дальнейшего развития наук.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

Короткая справка о жизни участников экспедиции по ее завершении

Участие в этом походе изменило судьбу Лангсдорфа. В 1812 году он будет назначен русским консулом в Рио-де-Жанейро и организует экспе­дицию во внутренние районы Бразилии. Собранные им гербарии, описания языков и традиций индейцев до сих пор считаются уни­кальным, непревзойденным собранием. 

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедицииПервое пересечение экватора русскими моряками

Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду.

За участие в кругосветном путешествии Юрий Лисянский был произведен в капитаны второго ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10 000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 году возглавлял эскадру из девяти кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 году  был назначен командиром корабля «Эмгейтен».

Закрытая Япония

Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года. Корабли зашли в ряд европейских портов и на остров Тенерифе, а 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые в истории был поднят в Южном полушарии. 18 декабря корабли подошли к берегам Южной Америки и сделали остановку в Бразилии. Когда они снова взяли курс на юг, Крузенштерн и Лисянский договорились, что если непогода разлучит корабли в районе мыса Горн, то они встретятся либо у острова Пасхи, либо у острова Нукагива. Так и вышло. Потеряв друг друга в тумане, «Надежда» и «Нева» снова объединились в одну группу только у берегов Нукагивы, где российских моряков доброжелательно встретили полинезийцы. После Нукагивы экспедиция достигла Гавайских островов и разделилась: Крузенштерн двинулся к Камчатке, а Лисянский — на Аляску.

В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев — с рядом оговорок — поддерживало торговые отношения только с голландцами.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

  • Первое российское кругосветное путешествие, у берегов Японии

26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в Нагасаки. Российским морякам не разрешили выходить в город, предоставив для отдыха лишь ограждённый участок на берегу. Резанову выделили комфортабельный дом, но покидать его не позволили. После длительного ожидания к российскому посланнику приехал императорский чиновник. Резанова вынудили исполнять достаточно унизительные требования японского этикета — он разговаривал с представителем императора стоя и без обуви.

Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался. Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено. Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся.

Также по теме

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции
«Открытие под дулами орудий»: как в XIX веке американцы «помогли» Японии отказаться от политики изоляционизма

8 июля 1853 года эскадра американского коммодора Мэтью Перри достигла берегов Японии. Американцев не устраивал изоляционистский курс,…

Резанов после неудавшейся миссии отбыл в качестве инспектора на Аляску, где приобрёл суда «Юнона» и «Авось» и отправился в Калифорнию решать вопросы снабжения Российской Америки провиантом. Там 42-летний дипломат познакомился с 15-летней дочерью местного испанского губернатора Консепсьон Аргуэльо и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, состоялась помолвка. Резанов сразу же отправился в Россию, чтобы через императора получить разрешение Папы римского на брак с католичкой, однако в Сибири простудился, в состоянии горячки упал с лошади и разбил голову. Скончался он в Красноярске. Узнав о судьбе жениха, прекрасная испанка сохранила ему верность и закончила свои дни в монастыре.

Пока Крузенштерн посещал Камчатку и Японию, Лисянский прибыл на Аляску. В это время там как раз началась спровоцированная, по одной из версий, американскими купцами война между Российско-американской компанией и её союзниками с одной стороны и союзом индейских племён тлинкитов — с другой. «Нева» в этой ситуации оказалась весьма грозной военной силой и способствовала победе русских, приведшей к перемирию. Загрузившись на Аляске мехами, Лисянский взял курс на Китай. Там его уже ожидал Крузенштерн, успевший посетить Хоккайдо и Сахалин.

Друзьям удалось достаточно выгодно продать меха и загрузить трюмы кораблей китайскими товарами. После этого «Надежда» и «Нева» отправились домой. В Индийском океане корабли снова потеряли друг друга и вернулись в Кронштадт с разницей в несколько дней в августе 1806 года.

Первое русское кругосветное путешествие

Славное путешествие Крузенштерна началось в августе 1803, два парусных шлюпа: «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта, чтобы отправиться в далёкий и непростой путь. Первый корабль возглавил Н.П. Резанов, а второй Ю.Ф. Лисянский. Основной задачей их стало исследование мест в устье Амура для нахождения новых маршрутов, которые были заветной целью русского Тихоокеанского флота. Крузенштерн и Лисянский были давними знакомыми и однокашниками, с этого момента им многое пришлось пережить вместе.

Достигнув бразильского острова Санта-Катарина, экспедиция обнаружила, что на «Неве» требуется замена двух мачт, после небольшой стоянки корабли отправились дальше и пересекли экватор. С этого момента Крузенштерн и Лисянский уже могли гордиться своими заслугами перед отечеством. Соратники восприняли с ликованием этот факт, поскольку русский флаг впервые попал в Южное полушарие, что на тот момент стало действительно революционным моментом.

20 февраля 1804 флотилия обогнула мыс Горн, после чего ввиду экстремальных погодных условий разделилась. К концу апреля Крузенштерн добрался до Маркизских островов. 28 апреля кругосветное путешествие Крузенштерна вновь воссоединило своих участников: «Нева» и «Надежда» встретились в порту Анна-Мария на известном впоследствии острове Нукагива. По пути было зафиксировано ещё несколько островов, в частности Фетуга и Уагуга.

Пройдя через Вашингтоновы острова первое русское кругосветное путешествие продолжилось в северном направлении. 26 мая близ Гавайских островов «Нева» и «Надежда» опять разошлись: первый корабль отправился в сторону Аляски, а второй пустился к берегам Камчатки и Японии. Эскимосский остров Ингалик, принадлежащий США, до сих пор имеет официальное название — остров Крузенштерна.

Корабли вернулись на родину разными путями: «Нева» прибыла в Кронштадт в июле, в то время как «Надежда», которая пошла Японским морем, вернулась лишь в августе. Так обрело своё успешное завершение легендарное кругосветное путешествие Ивана Крузенштерна.

О марке

Как я уже сказал, марка была выпущена в ноябре 1994 г. в серии, посвященной русским географическим экспедициям. Всего серия состоит из 4-х марок номиналом 250 руб. каждая. Три других марки посвящены путешествию В.М. Головнина 1811 года по исследованию Курильских островов, экспедиции Ф.П. Врангеля в Северную Америку и экспедиции Ф.П. Литке во время исследования островов Новой Земли в 1821-1824 гг.

Также марки были выпущены в малых листах.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедицииИзображение с сайта АО «Марка» (www.rusmarka.ru)

Тираж марок — 800 000 шт., малого листа — 130 000 шт. Бумага — мелованная, печать глубокая плюс металлография, перфорация — рамочная 12 x 11½.

Автор изображений на марках Зайцев Л., гравер О. Клочкова. Консультантом при подготовке марок выступил старший научный сотрудник научно-исследовательской исторической группы ВМФ РФ А. Комаров

«Нева» и «Надежда» на других марках

Марки, посвященные путешествию, были выпущены нашими соседями, прежде братскими республиками, Эстонией и Украиной. Филателии совсем не чужда политика, и как в случае с датчанином Берингом, Украина и Эстония при помощи марок, напоминают всему миру, что Крузенштерн вообще-то родился в Таллине, а Лисянский в Черниговской губернии.

Эстония, 2003Украина, 1998

Марки с изображением «Надежды» и портрета И.Ф. Крузенштерна были также выпущены на о. Святая Елена, куда корабль заходил на обратном пути в мае 1806 г.

Святая Елена, 1986

Плавание по Атлантике

Первая остановка экспедиции произошла ещё в Копенгагене. Здесь на борт были загружены такой товар, как коньяк, а также была проведена настройка корабельных приборов, с помощью которых определялась долгота во время плавания. В следующий раз экспедиция причалила к британскому берегу в районе города Фалмут. Здесь корабли простояли несколько дней. Была закуплена солонина, а протекавшие судна отремонтированы. Далее корабли взяли курс на Канарские острова, где они простояли с 20 по 27 октября.

Члены экипажа, за исключением двух капитанов, не имели опыта плавания в экваториальных широтах. 26 ноября экспедиция пересекла экватор. 9 декабря корабли добрались до бразильского побережья, встав на якорь у острова Санта-Катарина. Здесь моряки задержались почти на 1,5 месяца, так как надо было заменить мачты «Невы». Далее предстояло обогнуть Южную Америку и выйти в Тихий океан.

Преодолеть пролив Дрейка было нелегко. Из-за его южного положения в широтах, известных как «неистовые пятидесятые», погода здесь была неблагоприятной. Ситуация осложнялась тем, что плыть приходилось против встречных западных пассатов. Тем не менее 21 марта корабли вышли в Тихий океан.

Одиночное плавание «Невы»

Далее маршруты «Надежды» и «Невы» разделились. Уже 10 июня Крузентштерн вышел в море и направился в сторону Камчатки. Лисянский же покинул Гавайи только 16 июня и направился к Русской Америке.

10 июля 1804 г. «Нева» прибыла на остров Кадьяк на Аляске. Местный губернатор попросил помощи в борьбе с восставшими индейцами-тлинкитами. Они захватили Ситку, и теперь ее надо было отбить. Сначала была предпринято попытка договориться с индейцами, но после провала переговоров русские пошли в атаку и в сражении 1 октября разгромили врагов, однако экипаж потерял убитыми 3 человек. Был основана крепость Ново-Архангельск, после чего «Нева» вернулась на остров Кадьяк, где провела зимовку, длившуюся 11 месяцев. За это время моряки продали европейские товары и закупили меха.

Далее судно взяло курс на Макао, португальский порт у китайских берегов. По пути был открыт остров Лисянского, рядом с которым корабль сел на мель. 3 декабря 1805 г. «Нева» прибыла в пункт назначения.

Состав экспедиции, подготовка к плаванию

Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» – трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» – 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» – 108 футов, водоизмещение 370 тонн.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

На борту «Надежды» находились:

  • мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями
  • посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита
  • ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев
  • загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Выпущен из Морского корпуса досрочно в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских сражениях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Служил волонтером на судах английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.

Популярные статьи  Многоножки

Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант «Надежды». Отличался слабым здоровьем, но службу нес исполнительно и аккуратно. В своем дневнике подробно описал все происшествия экспедиции, включая курьезные и малопристойные. Давал нелестные характеристики всем своим товарищам, – за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.

Макар Ратманов. 31 год. Первый лейтенант шлюпа «Надежда». Одноклассник Крузенштерна по Морскому корпусу. Самый старший из офицеров экспедиции. участвовал в русско-шведской войне, затем, в составе эскадры Федора Ушакова, во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Отличался редкой храбростью, а также прямотой в высказываниях.

Николай Резанов. 38 лет. Из обедневшей дворянской семьи. Служил в Измайловском лейб-гвардии полку, затем секретарем различных канцелярий. Вызвав ревность фаворита императрицы Платона Зубова, был отправлен в Иркутск инспектировать деятельность предпринимателя Григория Шелихова. Женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Добился у императора Павла разрешения на основание Российско-Американской компании и стал одним из ее руководителей.

Федор Толстой. 21 год. Гвардии поручик, член свиты Резанова. Прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и шулер. В экспедицию попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка, и во избежание неприятностей по решению семьи оказался в плавании вместо двоюродного брата.

Вильгельм-Теофиль Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и, натуралист. Великолепный рисовальщик, составивший рисованную хронику экспедиции. Впоследствии сделает себе имя в науке. Бытует версия, что многие его рисунки скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.

Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф. 29 лет. Доктор медицины. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил естественнонаучные исследования, собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского Университета. Санкт-Петербургской Академии наук.

Иоганн-Каспар Горнер. 31 год. Швейцарский астроном. Вызван из Цюриха для участия в экспедиции в качестве штатного астронома. Отличался редким спокойствием и выдержкой.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедицииШлюп «Надежда»

Юрий Фёдорович Лисянский

Юрий Фёдорович — знаменитый мореплаватель XIX века, совершивший первое русское кругосветное путешествие. Капитан первого ранга родился в городе Нежин 13 августа 1773 года. В юношестве Лисянский участвовал в войне со Швецией (1788−1790) и служил на фрегате «Подражислав».

Кругосветное путешествие

Юрий Фёдорович был хорошо знаком с Иваном Крузенштерном, и вместе с ним в начале XIX века пересёк весь земной шар. Тихий и Атлантический океан были почти не исследованы, и первопроходцам предстояло длительное морское путешествие, полное трудностей и опасностей.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

Два парусных шлюпа выдвинулись из гавани Кронштадта летом 1803 года. «Нева» и «Надежда» были куплены в Англии за 230 тысяч рублей и составляли в длину 108−117 фунтов, вмещая в себя 450 тонн воды.

Маршрут моряков начинался с Копенгагена, а далее следовал английский город Фалмут. Следующей точкой остановки были Канарские острова, затем Юрий Лисянский и Иван Крузенштерн отправлялись в Бразилию, далее — на чилийский остров Пасхи, Маркизские острова, Гонолулу и Камчатку. Далее, корабли «Нева» и «Надежда» разделились. Один выдвинулся в сторону Японии, а второй к берегам Аляски, а после встретились в исходной точке — городе Кронштадт.

Обстановка на судах соответствовала режиму, рекомендованному русским военным флотом. Постановка и уборка парусов, пожарная тревога и тревога на случай пробоины проводилась 2 раза в день — утром и вечером. К потолку были прикреплены подвесные столы для обеда (щи с мясом или солониной или каша). Команде разрешалось выпивать чарку водки или рома перед едой. Когда все работы были завершены, раздавалось распоряжение капитана: «Команде петь и веселиться».

Во время морской экспедиции путешественники:

  • нанесли на карту новые бухты, мысы, рифы и острова;
  • исправили ошибки карты Тихого океана;
  • подробно описали климат, рельеф и местных жителей побережья Сахалина, Японии и Курильской гряды;
  • открыли межпассатные течения;
  • собрали богатые све́дения об удельном весе, прозрачности, плотности и температуре морской воды на разных уровнях глубины;
  • положили начало океанографии.

Тихоокеанское путешествие

После окончания ремонта 04.02.1804 г. состоялось отплытие шлюпов. Команды столкнулись с сильными бурями и нехваткой пресной воды, из-за чего Крузенштерн приказал ввести ограничение рациона 2-мя кружками воды на 1 чел. У широты мыса Горн корабли оказались 25.02.1804 г. и двинулись к югу. В это время температура воздуха резко упала, что заставило выдать зимние одежды. В Тихий океан шлюпы вышли 03.03.1804 г., а 25.03.1804 сильный шторм разделил корабли.

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

Лиснянский решает идти к острову Пасхи. После бури погода улучшилась лишь 01.04.1804 г., а через 10 дней «Нева» подошла к острову. Правда, сильный туман заставил крейсировать корабль у берега, а на остров отправили лейтенанта Повалишина. Он повез подарки островитянам и послание для Крузенштерна, если тот выйдет к острову. Обмен прошел удачно, а сам Лисянский сумел откорректировать координаты острова, зафиксированные в свое время Дж. Куком.

В это время Крузенштерн, дождавшийся завершения бури, отдал приказ идти на Нуку-Хиву, минуя о. Пасхи. Острова Фату-Хива, Хива-Оа и Уа-Хука показались утром 06.05.1804 г. Ближе к вечеру шлюпы подошли к Нуку-Хиве. На островах путешественники оставались до 18.05.1804 г., выбрав бухту Анна-Мария в качестве базы. 11.05.1804 г. подошла к острову «Нева». Члены экспедиции наладили контакты с местными жителями, получив восполнение продовольствия.

Выйдя снова в море, шлюпы направились к Гавайским островам. Это было необходимо из-за чрезмерной длительности перехода в северные воды Тихого океана и к Камчатке. К острову Гавайи подошли 08.06.1804 г., где осуществили торги с местным населением. Однако команду напугали многочисленные признаки заболеваний у туземцев, поэтому 10.06.1804 г. «Надежда» отправилась в дальнейшее плавание. «Нева» же осталась на острове до 16.06.1804 г. – во время стоянки команде удалось пополнить запасы мяса. На следующий день шлюп двинулся к Мауи, а 20.06.1804 г. взял курс на Уналашку.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий