Парусники

Период навигации маломерных судов

Понятие маломерного судна включает в себя и такой момент, как период навигации. Под этим словосочетанием скрывается официально разрешенный ГИМС диапазон дат для эксплуатации водного транспорта на местных реках, озерах, водохранилищах и т.п.

Как правило, судоходный период начинается с приходом весны и длится до поздней осени, но конкретные даты всегда разные. Например, в одних регионах России сроки навигации маломерных судов в 2020 году стартовали с 1 марта, в других – с 1 апреля, а для третьих госинспекция официально разрешила выход на воду только с наступлением мая. Точно также и закрытие навигации где-то приходится на 1 октября, а где-то «сушат весла» только по окончанию этого месяца: что поделать, ведь правит бал матушка-природа. В любом случае, до установленной госинспекцией даты открытия судоходного сезона на воду лучше не выходить.

Внимание! Подробнее узнать про начало и конец навигации можно в специальной статье!

Как меняет цвет

В разных жизненных ситуациях рыба-парусник меняет цвет своего тела:

  1. Когда ей ничего не угрожает, и она находится в состоянии покоя, окрас приобретает более темный, почти черный цвет, который светлеет на боках и серебрится на брюшке. Тело разрисовано поперечными полосами из светлых пятен. Спинной плавник отливает темно-синим, нередко на нем также появляются пятна.
  2. В состоянии страха или в процессе охоты парусник выглядит серебристым, так как окрас резко приобретает более светлые оттенки. При наблюдении со стороны этот процесс напоминает вспышку и служит для дезориентации противника или добычи.

трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)

Парусники

каравелла — имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.
 

шхуна — тип морского парусного судна, которое имеет не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны разделяются на: гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельскую и брамсельную двухмачтовые шхуны, особенно с брифоком, можно перепутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов — гафельных или бермудских, шхуна может быть и марсельной (брамсельною). Шхуны имеют небольшую осадку, что позволяет заходить даже на мелководье.
 

барк — большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами.
 

баркентина (шхуна-барк) — как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса.
 

фрегат — парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.
 
Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.

Парусные суда с прямым парусным вооружением

К первой категории парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются прямые паруса. Парусники этой группы подразделяют на:

ПарусникиПарусные суда с прямым парусным вооружением

  1. Пятимачтовый корабль (5 masted full-rigged ship) — парусное судно с полным парусным вооружением, несущее на всех мачтах прямые паруса
  2. Четырехмачтовый корабль (4 masted full-rigged ship) — четыре мачты с прямыми парусами
  3. Фрегат (frigate) — три мачты с прямыми парусами
  4. Пятимачтовый барк (5 masted barque) — большое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение на четырех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами
  5. Четырехмачтовый барк (4 masted barque) — судно, имеющее три мачты с прямыми парусами, кормовая вооружена косыми парусами
  6. Барк (barque) — две мачты с прямыми парусами, одна — с косыми парусами
  7. Бриг (brig)- двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами на обеих мачтах и одним косым парусом на грот-мачте

ПарусникиКлассический клипер

В середине 19 века парусный флот достиг своего совершенства — судостроители создали безупречный тип океанского парусника — клипер (clipper). Эти суда отличались увеличенной парусностью, высокой скоростью хода и прекрасными мореходными качествами. Классический клипер это трехмачтовый корабль (фрегат) с развитым парусным вооружением, включающее прямые паруса и дополнительные лисели, и имеющий три наклонные мачты, подчёркивающие высокие динамические качества судна.

Описание и особенности рыбы парусник

Самый быстрый спринтер среди рыб принадлежит к семейству парусниковых, отряду окунеобразных. Длина среднего экземпляра составляет около 3-3,5 м, вес – больше 100 кг. Уже к годовалому возрасту парусники имеют длину 1,5-2 м.

Тело рыбы имеет гидродинамическую форму и покрыто бороздами маленьких зубчатых выростов, около которых застаивается вода. При движении, вокруг рыбы образуется своеобразная водяная пленка, и трение осуществляется между разными слоями воды, минуя кожные покровы парусника, при этом коэффициент его значительно ниже.

Касаемо окраски – она у парусника схожа с многими пелагическими рыбами. Область спины – темная с синеватым отливом, брюхо – светлое с металлическим блеском. Бока – темно-коричневые, также отливают голубизной.

Парусники

Парусники любят выпрыгивать из воды

По всей боковой части от головы до хвоста тело покрыто мелкими светло-голубыми пятнышками, которые выстраиваются в строгий геометрический рисунок в виде поперечных полос.

Популярные статьи  Животные Ирана

Глядя на фото рыбы парусника, нетрудно догадаться за какие особенности этот морской обитатель получил свое название. Его огромных размеров спинной плавник действительно напоминает оснастку средневековых судов.

Он проходит от затылочной части вдоль всей спины и окрашен в сочный ультрамариновый оттенок, на котором также различимы маленькие темные пятна. Остальные плавники имеют коричневатый цвет.

Плавник-парус выполняет немало важных функций. Именно он помогает рыбе резко сменять направление движения при виде опасности или иного препятствия. Размер его вдвое превышает размеры тела.

Парусники

Верхний плавник рыбы парусник

По версии некоторых ученых, при скоростном движении парус выполняет роль своего рода стабилизатора температуры. Кровь при интенсивной работе мышц нагревается, а вскинутый спинной плавник с хорошо развитой сосудистой системой остужает разгоряченную рыбу, не давая ей попросту свариться.

В то же время у парусников имеется специальный нагревательный орган, с помощью которого теплая кровь приливает к мозгу и глазам рыбы, в результате чего парусник воспринимает малейшее движение быстрее, чем любая другая рыба.

Максимально возможную скорость рыбе паруснику помогают развивать особенности в строении тела. На спине рыбы имеется специальная выемка, куда убирается парус на больших скоростях. Также прячутся брюшные плавники и анальный. В таком сложенном виде сопротивление в значительной степени снижается.

Челюсти имеют длинные пикообразные наросты, которые способствуют возникновению турбулентности. Отрицательная плавучесть по причине отсутствия воздушного пузыря также влияет на скорость.

Парусники

Рыба парусник охотиться на мелкую рыбу

Скользить сквозь водные просторы рыбе помогает мощный мускулистый хвост, напоминающий бумеранг. Его волнообразные движения хоть и не отличаются большой амплитудой, зато происходят с невероятной частотой. Виражи, выписываемые рыбой парусником, по красоте и технике, подобны аэродинамике современных самолетов.

Так какую же скорость могут развить самые быстрые рыбы парусники? Это невероятно — свыше 100 км/ч. Американцы проводили специальные исследования у берегов Флориды и зафиксировали данные о том, что парусник проплыл за 3 секунды расстояние в 91 м, что соответствует скорости 109 км/ч.

К слову сказать, самая скоростная подводная лодка в истории, советская «К-162», не могла двигаться в толще воды быстрее 80 км/ч. Иногда можно наблюдать, как рыба парусник неспешно дрейфует у самой поверхности, высунув свой знаменитый плавник над водой.

Назад в XIX век?

Итак, The Guardian пишет, что проблемой всему — две причины: экономический спад в морских перевозках, начавшийся в 2008 году, и ужесточение требований по охране окружающей среды в Европе. Если в 1980-х годах стандартная скорость сухогруза в океане составляла 25 узлов(примерно 46 км/ч), то потом она понизилась до 20 узлов, а в 2008 году — до 12 узлов. То есть скорость перевозки груза на отдельном судне упала ровно в два раза. Время прохождения судна между США и Китаем или между Австралией и Европой теперь сопоставимо с тем, сколько тратили на это парусники в XIX веке. И даже немного медленнее, как утверждается в статье. А ведь американские клиперы середины XIX века в среднем давали 14-17 узлов скорости, а некоторые — и до 22 узлов.

Тот же бостонский клипер Sovereign of the Seas, с очень длинным и узким корпусом(соотношение длины к ширине у него было 5:1, на обычных кораблях века паруса — 3,5:1), построенный в 1852 году, действительно прошёл расстояние от Нью-Йорка до Ливерпуля всего за 13 дней и 13,5 часов. При этом его средняя скорость составила 22 узла. Cutty Sark показала среднюю скорость на 2 183 морских милях в 15 узлов. Из Плимута в Сидней судно шло всего 72 дня, тогда как считалось, что этот путь займёт не меньше 100 дней. Клипер Flying Cloud затратил на переход между Нью-Йорком и Сан-Франциско через мыс Горн 89 дней.

Sovereign of the Seas, художник — Джеймс Баттерворт

Какова же была его средняя скорость? Давайте посчитаем. Чтобы узнать скорость, нам нужно всего лишь расстояние поделить на время, правильно? Расстояние между Нью-Йорком и Сан-Франциско через мыс Горн составляет 21 300 км, или 11 500 морских миль. 11 500 морских миль делим на 89 дней и получаем 130 миль в день, или… 5.4 узла. Как же так, спросит читатель! А вот так!

Может быть, посчитаем другой путь? Расстояние Нью-Йорк-Ливерпуль, которое прошёл клипер Sovereign of the Seas, — 5 300 км, или 2 860 морских миль. Делим на 13 дней, получаем 220 миль в день, или девять узлов.

В том-то и проблема, что в статье The Guardian брались пиковые показатели значений скорости парусных кораблей. То есть некоторые отрезки парусные клиперы действительно шли со скоростью и 14 узлов, и 18 узлов, и даже 22 узла. Но ведь нам-то важна средняя скорость! А она получалась гораздо меньше.

Давайте посмотрим на винджаммеры — знаменитые парусники-выжиматели ветра» начала XX века. Там мы также встретим среднее значение скорости восемь-девять узлов. Не кратковременные показатели пиковой скорости на небольших участках, а именно нормальная средняя скорость перехода. Да, некоторые рудовозы(балкеры, то есть суда с трюмами насыпного типа) идут с той же средней скоростью восемь-девять узлов, но если парусники XIX века имели полезное водоизмещение от трёх до восьми тысяч тонн, то современные суда имеют водоизмещение до 330 тысяч тонн(так называемые кейпсайзы — корабли, которые из-за своей осадки и размеров не могут пройти Панамским или Суэцким каналом, и вынуждены огибать мыс Доброй Надежды или мыс Горн), то есть могут принять груз, эквивалентный 41 паруснику!

А может, построить парусник водоизмещением в 100 тысяч тонн? Нельзя, ибо за подобный рост водоизмещения надо платить либо снижением скорости, либо увеличением площади парусного вооружения судна. Что в результате получится — представить страшно!

И всё же давайте прикинем. Тот же баркКрузенштерн»(бывшийПадуя») имеет водоизмещение 3000 тонн, при этом площадь парусов у него составляет 3400 кв. м. Понятно, что зависимость тут более сложная, но давайте для простоты примем линейную зависимость площади парусов от водоизмещения. Итак, 3000 тонн — это 3400 кв. м. парусов, а 100 тысяч тонн — это… 113 тысяч кв. м. парусов!!! Самая большая площадь парусов за всю историю парусного флота была у пятимачтового винджаммера Preussen — 6806 кв. м.

Популярные статьи  Какие реки самые длинные на Земле?

Выглядело это вот так

Как разместить 113 000 кв. м. парусов — это даже представить невозможно.

Строение парусного корабля

Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.

Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.

Также основными элементами являются:

  • рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом);
  • такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи);
  • паруса (косые, прямые).

Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции; а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.

Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности; на него крепят косые паруса.

Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:

  • ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы);
  • штаги, которые крепят мачты спереди;
  • бакштаги, закрепляющие бушприт.

Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.

Выделяют такие виды такелажа:

  • галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику);
  • шкот (управляет парусным снаряжением);
  • фал (поднимает парус);
  • брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).

Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.

По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).

Основные виды парусного вооружения изображены на фото.

Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.

Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга; шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.

По виду двигателя

По тому, какие типы двигателей бывают на судах, последние тоже можно разделить на группы:

  • передвигающиеся за счет внутренней энергии (двигатель, усилия людей);
  • передвигающиеся за счет внешней энергии (ветер);
  • комбинированные (парусно-гребные, парусно-моторные и проч.)

Внешнюю энергию — ветра или течения воды (для этого сооружаются особые подводные паруса) — используют следующие суда:

  • Парусные. Путешествовать за счет энергии ветра человек стал еще 6 тысяч лет назад!
  • С парусом-крылом (жестким парусом). Похож на крыло самолета или планера. Это буеры, парусные катамараны.
  • С роторным движителем (ротором Флеттнера). На палубе судна вертикально устанавливается большой цилиндр-ротор, который обеспечивает движение устройства за счет энергии ветра благодаря эффекту Магнуса.
  • С турбопарусом. Был изобретен известным французским океанологом Жак-Ивом Кусто. Успешно применялся на его судне «Алсион».
  • С кайтом («воздушный змей», «небесный парус», «летающий парус»). Конструкция, чем-то напоминающая параплан, предназначенная для буксировки человека, находящегося, например, на серфе.

Рассмотрим, какими бывают суда, использующие внутреннюю энергию:

  • Воздушные (экранопланы, глиссеры и проч.).
  • Гидравлические (вода). Дополнительно подразделяются на два типа: лопастные — с деталями, принимающими реакцию отбрасываемых объемов воды (весло, гребной винт, гребное колесо);
  • нелопастные — реакции объемов воды воспринимаются неподвижными деталями.

Газоводометные (вода + воздух). Полезная тяга обеспечивается разгоном водных масс энергией сжатого воздуха.

Катание по морским волнам

Катание по морским волнам на самых разных приспособлениях становится одним из самых популярных видов туризма, спорта и развлечений. Поклонники скоростного перемещения по воде начитывают в своих рядах десятки миллионов человек во всем мире.

В 2005 г. на юге России, на окончании Ейской косы, омываемой водами Таганрогского залива и Ейского лимана (побережье Азовского моря), был создан первый в нашей стране клубный отель водных видов спорта и активного отдыха на воде. Он называется «Акватория лета». Выбор места был неслучаен. Именно здесь собирались в течение более 10 лет поклонники водного экстрима. Объясняется это тем, что роза ветров здесь идеально подходит для занятий морским спортом. Прежде всего это виндсерфинг

(катание на доске под парусом),кайтсерфинг (катание на доске под парашютом) ивейкбординг (катание на доске, буксируемой катером).

В комплекс клуба входят три двухэтажных жилых корпуса на 86 номеров (включая номера «люкс»), трехэтажное здание ресторана с панорамными окнами, бассейн и вводно-спортивный комплекс (причал, прокат оборудования, пляж). Номера отеля оборудованы индивидуальными кондиционерами, душем, телевизорами, мобильной телефонной связью. Спортивный центр оснащен самым современным оборудованием общей стоимостью около 300 тыс. долларов, а обучение водному экстриму проводит большая команда квалифицированных инструкторов. У отеля есть подробный интернет-сайт и московское представительство, активно сотрудничающее с несколькими десятками турагенств. На базе территории клуба созданы многочисленные спортплощадки для занятий прыжками на батуте, айкидо и многими другими видами спорта. В дальнейшем планируется создание сети российских спортивных клубных отелей под маркой «Акватория лета».

Размножение и статус вида

Если позволяют условия и температура воды, то размножаются парусники круглогодично.

Самки привлекают партнеров вытягиванием спинного плавника. Самцы состязаются, устраивая гонки между собой. Кто победит, того и выберет самка.

Зрелость икринок наступает, когда они становятся полупрозрачными и увеличиваются в диаметре до 0,85 мм. В каждой из них содержится масляной шарик, который питает развивающийся зародыш. Вылупившиеся личинки по размеру хорды около 1,96 мм, через три дня подрастают до 2,8 мм, а через восемнадцать дней – до 15,2 мм. Детеныши прогрессируют в росте в течение первого года жизни. Обычно самки опережают самцов и быстрее достигают полового созревания.

Популярные статьи  Птицы Пермского края

Родители не заботятся о своем потомстве, поэтому большая часть икринок становится пищей для других водных обитателей. Выживают лишь немногие, хотя за один нерест самка может откладывать несколькими порциями до 5 млн икринок.

ПарусникиЯндекс картинки

двухмачтовые парусные суда

Парусники

йол — двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.
 

кеч — двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.
 

шхуна (бермудская шхуна) — морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.
 

бригантина — двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.
 

бриг — двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.

Основные элементы

Любой тип парусных судов собой представляет устройство, которое состоит из корпуса, где размещается команда, провизия, необходимое снаряжение.

Горизонтальная площадка сверху судна называется палуба. Задние и передние элементы корпуса, соответственно — корма и нос, подводная часть снизу — киль, ограничения двум сторонам — правый и левый борт.

Также в устройство парусного корабля входит:

  • паруса (прямые и косые);
  • такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
  • рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).

Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.

Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.

Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:

  • бакштаги, которые крепят бушприт;
  • штаги, закрепляющие мачты впереди;
  • фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).

Существуют следующие разновидности такелажа:

  • шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
  • галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
  • брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
  • фал (требуется для поднятия паруса).

Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.

По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).

Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.

https://youtube.com/watch?v=mCq5vUHAuN4

Названия парусов

Парусники

Рис. 8 — Основные паруса корабля полного парусного вооружения

Названия парусов соответствую мачтам на которых они расположены, и реям на которых они расположены (пример: на грот-марса-рее – парус грот-марсель). Если на задней нижней реи прямой парус, он называется бизань, а гафельный позади контр-бизань. Если прямого паруса нет, то имя бизань носит гафельный парус.

В середине девятнадцатого века стали строить быстроходные суда для дальних рейсов — клипера. Паруса у них были громадные, марселя достигали пятисот квадратных метров. Управляться с ними было очень трудно. Американский капитан Форбс предложил делить паруса на две части. Теперь на парусниках можно видеть нижний марса-рей и верхний марса-рей (оба на стеньге), нижний брам-рей и верхний брам-рей (оба на брам-стеньге). И паруса разделились на нижний и верхний марсели, нижний и верхний брамсели.

Парусники

Рис. 9 — Парусное вооружение кораблей и фрегатов Российского Флота XVIII-XIX вв.
а — 1700-1726 гг., б — 1726-1777 гг., в -1777-1860 гг., г — 1806-1865 гг.
(Показаны наиболее употреблявшиеся паруса — без лиселей и дополнительных стакселей.
Пунктиром обозначены паруса, появившиеся в конце периода)

  1. бизань
  2. крюйсель
  3. грот
  4. грот-марсель
  5. грот-брамсель
  6. фок
  7. фор-марсель
  8. фор-брамсель
  9. блинда
  10. бом-блинд
  11. кливер
  12. фор-стень-стаксель
  13. крюйс-брамсель
  14. крюйс-бом-брамсель
  15. грот-бом-брамсель
  16. фор-бом-брамсель
  17. драйвер
  18. фока-стаксель
  19. фор-трисель
  20. грот-трисель

В середине девятнадцатого века стали строить быстроходные суда для дальних рейсов — клипера. Паруса у них были громадные, марселя достигали пятисот квадратных метров. Управляться с ними было очень трудно. Американский капитан Форбс предложил делить паруса на две части. Теперь на парусниках можно видеть нижний марса-рей и верхний марса-рей (оба на стеньге), нижний брам-рей и верхний брам-рей (оба на брам-стеньге). И паруса разделились на нижний и верхний марсели, нижний и верхний брамсели.

Парусники

Рис.10 — Парусное вооружение клипера
1 — бом-кливер; 2 — кливер; 3 — второй или средний кливер; 4 — фор-стеньги-стаксель; 5 — фор-бом-брамсель;
6 — фор-брамсель верхний; 7 — фор-брамсель нижний; 8 — фор-марсель верхний; 9 — фор-марсель нижний; 10 — фок;
11 — грот-бом-брам-стаксель; 12 — грот-брам-стаксель; 13 — грот-стеньги-стаксель; 14 — грот-трюмсель;
15 — грот-бом-брамсель; 16 — грот-брамсель верхний; 17 — грот-брамсель нижний; 18 — грот-марсель верхний;
19 — грот-марсель нижний; 20 — грот; 21 — крюйс-марсель нижний; 22 — крюйс-стень-стаксель; 23 — крюйс-бом-брамсель;
24 — крюйс-брамсель; 25 — крюйс-марсель верхний; 26 — крюйс-марсель нижний; 27 — бегин (бизань); 28 — контрабизань.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий